Как формируется высокая и низкая самооценка

#самооценка
Наша самооценка формируется в детском возрасте в общении со значимыми взрослыми фигурами, в первую очередь, с родителями.

При хорошем раскладе:


  1. ребенок получает от родителей ощущение собственной значимости

  2. чувствует принятие и любовь

  3. его потребности считаются важными и удовлетворяются по мере возможностей

  4. взрослые видят и поддерживают его активность и инициативы

  5. предоставляют свободу экспериментировать

  6. верят в его способности

  7. хвалят и награждают за успехи

  8. не обесценивают в случае неудач

  9. позволяют ошибаться (а также признают свои ошибки и извиняются за них)

  10. критикуют конкретные поступки, а не личность ребенка

  11. воспринимают его всерьез

  12. интересуются мнением ребенка и учитывают его при принятии решений

  13. объясняют логику своих решений, особенно если решение противоречит желаниям ребенка

  14. уважают границы ребенка и свои

  15. К слову сказать, себя и окружающих взрослые тоже ценят и принимают такими, какие они есть - иначе будет большое расхождение между тем, что транслируется ребенку, и тем, что он видит.

15 пунктов "Как надо" - довольно внушительный список, который, к сожалению, далеко не в каждой семье реализуется даже на половину.

А вот варианты "Как не надо", увы встречаются довольно часто.
Если ребенок "удобный" и хорошо вписывается в картину мира родителей - получает от них плюшки и награды, если нет - подвергается обесцениванию и лишается любви.
1. Родители не интересуются чувствами ребенка, не вникают в причины и мотивы его поступков, а только предъявляют требования и читают нотации. Ребенок в данном случае - этакий исполнитель родительских инструкций. Если он "удобный" и хорошо вписывается в картину мира родителей - получает от них плюшки и награды, если нет - подвергается обесцениванию и лишается любви.

2. Родители часто сравнивают ребенка с другими, причем не только когда он оказывается "хуже" других, но и когда он "лучше", чем кто-то. В последнем случае ребенок точно также втянут в атмосферу конкуренции и необходимости доказывать, что он хороший или лучший (читай, достойный любви).

3. Взрослые не уважают личные границы ребенка: не разрешают закрываться в комнате, читают его переписки в соцсетях, перекладывают вещи ребенка по своему усмотрению. Все это - проявления недоверия и неуважения и 100% работает против формирования чувства собственного достоинства.

4. Сверхконтроль. Некоторые родители в силу своей тревожности постоянно перепроверяют, действительно ли сделано домашнее задание, точно ли их ребенок дошел до школы, правильно ли помыл тарелки и везде ли вытер пыль. В данном случае, ребенок изначально воспринимается как этакий ментальный калека, либо злостный обманщик. Все это убивает инициативу и не способствует развитию ответственности.

5. Предъявление чрезмерных требований, не соответствующих реальным возможностям ребенка. Как вариант, ожидание, что ребенок непременно должен поступить в лучший ВУЗ страны, а еще лучше - сразу в лигу Плюща. При этом, то что ребенок еле тянет даже базовую школьную программу и выбивается из сил, чтобы доказать, что он не неудачник, полностью игнорируется. "Ведь у нас в семье все сплошь академики, да профессора".

6. Постоянные придирки, высмеивания и оскорбления. «Можно было бы диктант и лучше написать», «Я так и знала, что ты забудешь забрать сменку, если тебе не напомнить, дырявая ты голова», «С таким чувством ритма вообще лучше не танцевать на людях», «С этой прической ты выглядишь как чучело», "Так одеваются только шлюхи".

7. Похвала, которая не соответствует действительности: «Что бы ты ни сделал, ты всегда молодец!» Если родители всегда восхищаются ребенком и одобряют любое его поведение, то он не получает опыт справедливого отношения и его контакт с реальностью сильно слабеет. Кто-то в этой ситуации может свалиться в глубокую неуверенность в себе, поскольку чувствует — такая похвала не соответствует объективному положению дел, меня обманывают. Кто-то, напротив, может укрепиться в этакой инфантильной грандиозности и ощущении собственного величия.

8. Завуалированные обесценивания, направленные не напрямую на ребенка, а через указание, какие у него неправильные друзья, или через истории других детей, которые "слушают эту дегенеративную музыку" (которую, к слову, может любить и сам ребенок), "носят уродливые шмотки" (о которых ребенок только мечтает) и вообще "подвергаются разлагающему влиянию запада" (позволяя себе то, что сам ребенок себе позволить боится).